«Сынок‚ пойдем в зоопарк?» — «Я лучше
телевизор посмотрю». Мама и папа удивленно переглядываются: ведь просил‚
надоедал‚ а теперь отказывается. «Ты бы порисовал‚ сколько можно телевизор
смотреть!» — «… Я лучше на компьютере поиграю». Ничего не хочет. Прямо как
персонаж мультфильма — Великий Нехочуха‚ ленивый обжора и бездельник…
Вот сын спешит из шахматного
клуба в бассейн. Вот дочка после занятий в музыкальной школе отправляется в
студию танца… Мы пытаемся порой подогнать ребенка под воображаемый образ и,
сталкиваясь с сопротивлением, теряемся, раздражаемся… «Прямо зло берет!» — Мы
просто не в силах сдержать гнев и досаду. Часто к этим чувствам примешиваются и
доля вины, и ощущение бессилия, и разочарование… В ком или в чем нам так
неприятно разочаровываться?
Если бы все дело было в этих злосчастных
достижениях прогресса — телевизоре или компьютере, мы бы просто изолировали
ребенка от них, и он автоматически переключился бы на другие формы досуга. Но
ребенок не автомат, да и нас, похоже, беспокоит скорее сам факт, что его выбор
не совпадает с нашими ожиданиями. Безразличие ребенка мы воспринимаем как удар
по нашему родительскому «я». Нам кажется, что у идеальных родителей дети
обязательно чем-то увлечены, и чем идеальнее мы хотим выглядеть, тем сильнее
разочарование в себе и обида на ребенка: он портит семейное реноме… Словно
успехи сына или дочери не имеют значения сами по себе, а только влияют на наш
родительский статус, защищают нас от осуждения: «Почему ваш ребенок болтается
без дела, пристроили бы вы его куда-нибудь!»
Что же нам делать с нашими чувствами, если раздражение
превращает любой разговор в ссору? Проанализируйте, что с вами происходит в эти
неприятные моменты, спросите себя: «Что мною движет сейчас? Хочу ли я
действительно помочь ребенку организовать досуг или стремлюсь выглядеть
идеальной мамой или папой? Что важно для меня — развитие детской личности, его
возможность узнавать и пробовать новое или реализация своих фантазий об
исключительно одаренном сыне или дочери, которым можно гордиться как атрибутом
собственного престижа?» Разобравшись в своих чувствах и мотивах, можно перейти
к анализу реальности: почему именно мой ребенок ничего не хочет и так ли это на
самом деле.
Не хочу, не могу, боюсь…
За заявлением «не хочу» может
скрываться просто «не могу», «не умею», «не получается». Взялся за одно дело —
бросил, схватился за другое — недоделал и уже увлечен третьим… Дети до
трех-четырех лет еще не умеют долго концентрироваться на одном занятии, ставить
цели и доводить начатое до конца. Эти навыки саморегуляции они постепенно
усвоят примерно к школьному возрасту, если взрослые регулярно демонстрируют
собственную организованность и вовлекают детей в свои занятия, например в
уборку или приготовление еды.
Сколько сломано копий вокруг нежелания детей
читать! А задумываемся ли мы о том, что осмысленное чтение (а не торопливое
глотание страниц) — тоже навык, которому родитель может научить ребенка? Другой
пример: дочь отказывается заниматься танцами — а маме казалось, что все девочки
должны это уметь… А что, если дочь не обладает специфическими танцевальными
способностями и ее главные задатки лежат совсем в другой области? Может быть,
трудно признать, что у ребенка отсутствуют те или иные способности. Куда легче
оправдать «нехотение» обычной ленью и еще сильнее надавить, чтобы заставить
заниматься угодным нам занятием.
Бывает и так, что ребенок вроде может, хочет,
но боится — боится разочаровать родителей, не оправдать их ожидания. Ему
кажется, что его любят только за отличные результаты, а если он окажется не на
высоте, то лишится родительской любви. Что может быть страшнее для ребенка! Он
опускает руки и теряет всякий интерес к любым занятиям. Так случается, когда
неудачи ребенка многократно обсуждаются и ставятся ему в вину, а успехи
принимаются как нечто должное, не заслуживающее упоминания и похвалы.
Противоположный вариант ничуть не лучше. Если
родители берут на себя все детские обязанности (и уроки, и домашние дела), то
дети уже не считают нужным проявлять инициативу. Скорее всего, они будут ждать,
чтобы взрослые как-то развлекли их и наполнили досуг интересными событиями.
Ребенок при этом занимает позицию пассивного наблюдателя, который только
оценивает попытки взрослых угодить ему и демонстративно отклоняет любые идеи,
требующие от него волевых усилий.
Таким образом, проблема «нехотения» коренится
не в особенностях самого ребенка, а в отсутствии понимания по этому вопросу
между ним и родителями. Особенно ярко это проявляется в подростковом
негативизме, когда дети прямо протестуют против образа жизни родителей и
настаивают на своем праве выбирать развлечения на свой вкус, демонстрируя
независимость.
Я хочу, чтобы ребенок хотел…
«Ему дай волю — он такого
нагородит!..» Конечно, родители не могут и не должны снимать с себя
ответственность за жизнь и здоровье своих детей, однако и для детской
инициативы и свободы выбора должно быть место. Полностью контролировать
увлечения сына или дочери, отгораживаться от детей кучей игрушек (или
карманными деньгами) — обе крайности нехороши. По мере взросления сфера
родительской опеки уменьшается, а зона ответственности самого ребенка
увеличивается. На каждом этапе жизни детей важно найти баланс между контролем и
свободой. Ребенку дошкольного возраста жизненно важны ваши игры с ним, при
условии что вы проявляете искренний интерес — нет, не к игре (она может быть
скучна для взрослого, это нормально), а к самому ребенку. Детям постарше нужна
помощь в том, чтобы узнать о разных возможностях для занятий, и организационная
помощь (в оплате, записи и поездках на занятия, в поиске инвентаря или
литературы по теме). Подростка поддерживает сам факт того, что родители готовы
с уважением отнестись даже к тем его увлечениям, которые кажутся им
непонятными.
Способность занять себя формируется в раннем
детстве. Если взрослые высмеивают самостоятельные занятия ребенка — пытается ли
он нарисовать картину, хоть и не умеет еще держать кисточку, строит ли ракету
из табуреток или штаб на дереве, — у малыша вовсе пропадет охота что-либо
делать. Главное — внимательнее приглядеться к его реальным увлечениям, а не
подменять его желания своими. Каждое поколение изобретает свои развлечения —
что вы знаете о скейтинге, трекинге или блоггинге? Речь идет о спорте, активном
образе жизни, общении. Просто поговорите с ребенком — расширьте свои
представления о досуге. И окажется, что «безделье» его ничуть не хуже, чем
казаки-разбойники или кружок филателистов из нашего детства.
Проверенный способ повлиять на ребенка — быть
ему примером. Чем вы увлекаетесь, не считая домашних забот и мыслей о работе?
Как вы проводите свободное время? Если родители сидят перед телевизором, с
какой стати ребенку отправляться на выставку, каток или в книжный магазин?..
Малыши с удовольствием копируют взрослых, старшеклассникам же важно знать, что
родители — современные, активные, интересные личности, к которым можно иногда и
прислушаться, и присоединиться.